И вновь мы сетуем на то, что так мало изучаем нашу страну. Очередная поездка BizavNews на Дальний Восток, а вернее на Камчатку, приятно удивила не только красотами здешней природы, но и прекрасно развитой инфраструктурой вертолетных перевозок. Начнем, пожалуй, с того, что Камчатка — регион красивых, но труднодоступных мест. Они остаются нетронутыми и первобытными из-за того, что добраться до них можно только на спецтранспорте или на вертолете. Отправиться к вулканам, гейзерам, заповедным озерам можно на вертолете в составе группы или индивидуально с гидом. Посетить можно знаменитую Долину гейзеров, не менее впечатляющую кальдеру вулкана Узон, самое медвежье место Камчатки — Курильское озеро. Но все это зачастую доступно только на винтокрылых машинах. Начнем с того, что Камчатка – один из самых сложных регионов для вертолетной авиации. В условиях сильных ветров и низкой облачности пилотам приходится решать нестандартные задачи — участвовать в спасательных работах в акватории Тихого океана, тушить пожары, доставлять ученых на вулканы, транспортировать грузы в отдаленные поселки Камчатского края.
Мы внимательно промониторили «вертолетный сегмент» Камчатки и поняли, что нам нужен «Витязь-Аэро». Руководство компании любезно предоставило нам возможность посетить крупнейший в регионе вертолетный центр, а по сути, настоящий аэропорт, в п. Николаевка, находящийся недалеко от аэропорта Елизово. Наш рассказ об особенностях вертолетного бизнеса на Камчатке мы оставим на февраль, а сейчас позвольте представить вам, уважаемые читатели, небольшие зарисовки об авиакомпании «Витязь-Аэро».
Авиакомпания «Витязь-Аэро» была основана в 2009 году, чтобы помочь рыбопромышленной компании «Витязь-Авто» — нужно было связать областной центр и заводы предприятия в отдаленных районах Камчатки. Сейчас всего в компании трудятся 235 человек из них 62 человека постоянного летного состава. Успех авиакомпании во многом обязан квалифицированному летному составу, способному выполнять все задания в пределах возможностей эксплуатируемого типа воздушного судна.
В парке компании 24 вертолета Ми-8 модификаций МТВ/АМТ/Т/ПС и Ми-2. Количество машин меняется из года в год, компания закупает новые и списывает исчерпавшие свой ресурс вертолеты. Оператор имеет сертификат эксплуатанта N536, и является организацией по эксплуатации и техническому обслуживанию всех эксплуатируемых вертолетов.
«Витязь-Аэро» выполняет рейсы в отдаленные населенные пункты Камчатки, работает по госконтрактам совместно с МЧС России, медициной катастроф, КамчатНИРО, Агентством лесного хозяйства и предоставляет услуги многочисленной армии туристов.
«Каждый год в феврале у нас начинается сезон любителей экстремального спорта – хели-ски, потом идут рыбаки и охотники, затем туристы, отправляющиеся на заповедные территории (тут же вулканы, Долина гейзеров, Курильское озеро), потом опять рыбаки и охотники, и так летаем до конца октября. Мы сами родились и живем на Камчатке и хотим, чтобы этот край развивался. А для этого нужно привлекать сюда гостей и предоставлять им качественные услуги. Ежегодно мы вкладываем в развитие нашей инфраструктуры от 50 до 100 млн рублей», — комментируют в «Витязь-Аэро».
Полеты для жителей Камчатки в отдаленные поселки субсидирует правительство Камчатского края, плюс как резиденты ТОР компания получает налоговые преференции. Но времена сейчас непростые, главная составляющая в цене полетов – авиационный керосин. Для примера, чтобы слетать в Долину гейзеров и обратно, нужно заправить Ми-8 минимум на 2400 кг, что сказывается на стоимости турпутевки, а за нее в конечном итоге платит пассажир.
Возвращаясь к разговору об инфраструктуре, хотим указать, что у «Витязь-Аэро» есть собственный Малый аэропорт, являющийся самым комфортабельным и современным аэровокзальным сооружением на Камчатке.
«Здесь есть кафе, бесплатный Wi-Fi, большая привокзальная площадь, в сезон для туристов у нас открыты беседки, сувенирные магазинчики. Перед иностранцами не стыдно. На площади стоит постамент с вертолетом Ми-2.
Часто проводим экскурсии для школьников по предприятию, даем детям садиться в кабину на место пилотов, надеваем им гарнитуру, наушники, показываем технический регламент, как, например, ремонтируется воздушное судно, меняется двигатель. А в скором времени рядом с вертодромом в Николаевке появится взлетно-посадочной полоса для самолетов малой авиации, в нее будет инвестировано около 600 млн рублей».
Кроме того, вертолеты «Витязь-Аэро» особенные: они раскрашены аэрографом, тематика рисунков, конечно же, Камчатка. Это медведь, ловящий рыбу, орлан, кречет, хаски в упряжке, следы от медвежьих лап и т. д. Надо ли объяснять, как эти ливреи нравятся гостям?
Пройдемся по парку
Ми-8П создан на базе транспортной модификации. Салон снабжен системами отопления и кондиционирования, имеет прямоугольные иллюминаторы и мягкие пассажирские кресла. Рассчитан на перевозку 24 пассажиров. Пассажирские вертолеты Ми-8П выполняют рейсы по Камчатскому краю, перевозят туристические группы.
Ми-8МТВ-1 — усовершенствованная модель вертолета Ми-8Т с повышенными летно-техническими характеристиками. На машине установлены более мощные двигатели и дополнительные подвесные топливные баки. В «Витязь-Аэро» Ми-8МТВ-1 используются для разных целей: вылетают на суда в акваторию Тихого океана, выполняют работы с подвеской, доставляют грузы и пассажиров в отдаленные места полуострова, работают на хели-ски.
МИ-8АМТ — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями. Позволяет перевозить грузы массой до 4000 кг. В пассажирском варианте в салоне могут устанавливаться до 24 кресел, в транспортном варианте применяются откидные скамейки.
МИ-8Т — транспортный вариант вертолета Ми-8 имеет грузовую кабину объемом 23 м3 с усиленным полом, узлами швартовки грузов и т.п. Может быть переоборудован в санитарный, перегоночный варианты и вариант с внешней подвеской Грузоподъемностью до 3 000 кг. Для загрузки колесной техники имеются трапы с регулируемой колеей. На вертолет устанавливается лебедка с бортовой стрелой, позволяющая поднимать на борт в режиме висения грузы до 150 кг. Рассчитан на 22 человека, в парке компании 10 таких машин.
Ми-8МТВ-1 VIP — флагманский вертолет «Витязь-Аэро» для деловых и туристических поездок по Камчатке в комфортной атмосфере. Создан на базе Ми-8МТВ-1. Повышенная шумоизоляция позволит проводить деловые переговоры на борту вертолета. Салон оборудован кожаными креслами, большими прямоугольными иллюминаторами для лучшего обзора и системой кондиционирования. В задней части салона расположены уборная и гардероб, в передней — мини-кухня и холодильник. До 13 пассажиров могут отправиться в любую точку полуострова. Полетное время без дозаправки — до 4,5 часов.
Ми-2 — легкий многоцелевой вертолет, по техническим характеристикам рассчитанный на пять пассажиров и одного члена экипажа. Чтобы не перегружать машину, оператор перевозит в ней до четырех пассажиров.
В некоторые села и поселки Камчатки порой не добраться никак, кроме как на вертолете, поэтому «Витязь-Аэро» выполняет пассажирские рейсы в отдаленные населенные пункты полуострова и в Северо-Курильск. Багаж досматривают сотрудники службы безопасности, поэтому всем пассажирам рекомендуем ознакомиться с правилами авиаперевозок. В стоимость билета входят 20 и более килограммов багажа в зависимости от направления перелета. С июня 2015 года компания осуществляет пассажирские перевозки по сниженным тарифам для жителей Камчатского края. Для пассажиров, вылетающих в населенные пункты Камчатского края из Петропавловска-Камчатского до места вылета в п. Николаевка отправляется бесплатный автобус.
Возможности для туристов
Количество туристов, которые хотят посетить этот чудесный уголок нашей страны растет из года в год. 2020 год стал своеобразным вызовом для многих и рост внутреннего туризма налицо. Так что же предлагает «Витязь-Аэро» для путешественников? Прежде всего, вышеупомянутый флагманский вертолет бизнес-класса Ми-8МТВ VIP. Для больших групп — вертолеты Ми-8П пассажирской комплектации. Одно из главных преимуществ компании — перелеты в любую точку Камчатки.
Для любителей экстремальных видов спорта в зимнее время организуются программы хели-ски. «День катания — это 1–2 часа летного времени и до 12 спусков с общим перепадом высот около 3 000 метров. Вертолет высаживает райдеров на склоне, улетает вниз, ждет и снова забрасывает на вершину. За один день можно покататься на разных спотах: спуститься с разных вулканов, съехать к побережью Тихого океана и даже к горячим источникам, промчаться через кратер активного вулкана. Склоны для спуска выбирают гиды в зависимости от лавинной обстановки и уровня катания группы» — рассказывают в «Витязь-Аэро».
Кстати, у холдинга «Витязь» есть специальное подразделение, занимающееся вертолетным туризмом — туристическая компания “ВИТЯЗЬ-ТРЕВЕЛ” Менеджеры помогут составить маршрут, предоставят гидов, питание и необходимое снаряжение. Доставят на охотничьи и рыболовные базы.
Охотничьи угодья и богатые лососем реки вместе с комфортабельными базами вдали от города — рай для увлеченных рыбалкой и охотой. Быстро добраться до большинства баз можно только вертолетом. Дорога на автомобиле может занять сутки против одного вертолетного часа.
Грузоперевозки
«Если габариты груза не позволяют разместить его внутри фюзеляжа или если невозможна посадка в месте погрузки или разгрузки используется внешняя подвеска. Мы выполняем авиаработы с внешней подвеской любой сложности. Внешняя подвеска так же используется в строительно- монтажных работах и т.п. Благодаря использованию вертолета значительно сокращается время реагирования, особенно в труднодоступных местах, и ускоряется оказание помощи. Также мы выполняем аварийно-спасательные работы совместно с Камчатским поисково-спасательным отрядом и медициной катастроф: участвуем в тушении пожаров, поиске и эвакуации пострадавших из отдаленных районов и труднодоступных мест (со склонов вулканов, рек, морского побережья» — поясняют в «Витязь-Аэро».
Инфраструктура «Витязь-Аэро»
Аэропорт «Витязь-Аэро» действительно впечатляет. Он больше похож на европейское FBO – современный, многофункциональный и со всеми атрибутами роскоши. Зал ожидания вмещает 90 пассажиров, на территории есть кафетерий, в соседнем здании — зал повышенной комфортности для 18 человек. В трех ангарах компания проводит текущее техническое обслуживание вертолетов; для капитального ремонта отправляет машины на ведущие авиационные заводы России.
«Витязь-Аэро» располагает собственным топливозаправочным комплексом и складом горюче-смазочных материалов. За год «Витязь-Аэро» перерабатывает около 6 тысяч тонн топлива, достаточно большой объем для вертолетной компании, поэтому в «Витязь-Аэро» решили построить свой топливозаправочный комплекс. Качество топлива, которое компания готовит для себя, превосходит качество, которое требуется по нормативам. Это — предмет особой гордости авиакомпании.
Проекты
В 2016 году компания подписала соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока. В рамках инвестиционного проекта планируется реконструкции вертодрома «Витязь-Аэро» в п. Николаевка. В конце 2017 года завершился первый этап проекта. И уже сейчас полным ходом идет строительство взлетно-посадочной полосы для воздушных судов малой авиации с сопутствующей инфраструктурой. Окончание строительства намечено на 2021 год.
«Мы расширили аэровокзальный комплекс, увеличили взлетно-посадочную полосу, построили вторую очередь топливо-заправочного комплекса объемом почти 900 тонн и завершили строительство ангара. Планируем в ближайшем будущем ремонтировать воздушные суда полностью на своей площадке — сейчас для капремонта приходится отправлять вертолеты на авиаремонтные комплексы в регионах.
Инициативы и проекты «Витязь-Аэро» безусловно важны и уже сейчас на них свое пристальное внимание обращают инвесторы.
«На Камчатке крайне важна возможность быстрого доступа в отдаленные районы: часто это касается жизнеобеспечения и безопасности жителей региона. Наличие современного парка малой авиации также необходимо для успешного развития туристической отрасли края. Поэтому наше сотрудничество с авиакомпанией «Витязь-Аэро» имеет не только экономическое, но социальное значение. Мы готовы и в дальнейшем поддерживать текущие и перспективные планы развития предприятия», — комментирует Управляющий ВТБ в Камчатском крае Галина Зубарь.
Продолжение следует…